blog_of_art (blog_of_art) wrote,
blog_of_art
blog_of_art

Categories:

По ком звонит колокол, или Краткая история войны между соседними селами. Часть 2

Месть и исход

18 июня 1944 года 10-я дивизия EDES вплотную подошла к Парамитье. Город защищал смешанный немецко-чамский гарнизон. В ночь на 27 июня греческие националисты овладели Парамитьей. По некоторым сведениям, EDES удалось уговорить немцев сдать город без боя. Продвигаясь в Эпир, националисты Наполеона Зерваса выпустили прокламацию, в соответствии с которой объявлялась амнистия всем мусульманам, а их собственность подлежала защите. Однако взятие Парамитьи послужило сигналом к массовому изгнанию чамов, и бумага осталась бумагой.

Жители Парамитьи помнили о массовом расстреле в сентябре предыдущего года, поэтому тотчас же обрушили на албанцев свой гнев. Днем 27 июня в Парамитье было убито около 600 чамов, в том числе женщины и дети. Многие из них перед смертью были изнасилованы или подверглись пыткам. Резня была организована христианскими жителями города и окрестных сожженных сел при поддержке EDES.

Кроме Парамитьи, погром произошел в Филати. Албанская община была загнана в городскую школу, которую планировалось поджечь. От группового уничтожения чамов спасло только вмешательство христианской общины. Сено, которой в то время было 4 года, вспоминает, что ее вместе с матерью «освободители» заперли в школе. Ее отец, богатый торговец, был убит. Его тело погромщики бросили на развалинах стойла, и родственники в кровавой вакханалии не могли предать его земле. Как только школа была разблокирована, все выжившие чамы немедленно отправились к границам Албании. Та же участь постигла очень многих албанцев Парамитьи.

Волна беженцев из Филати и Парамитьи шла к албанской границе через села Лопеси и Кочка. Жители этих сел покинули свои дома и вместе с изгнанниками пересекли границу с Албанией. Переселенцы из Лопеси и Кочки сначала обосновались в Конисполе и в окрестностях сел Xarra, Mursi и Vrina. Там они обустроили свои лагеря, и до конца 1944 года в Албанию из Греции прибывали все новые и новые группы чамов.

Когда в начале 1945 левацкие партизаны из EAM/ELAS проникли в Теспротию, 4-5 тысяч беженцев осмелились вернуться в свои дома. В основном, это были те албанцы, которые в период оккупации сохраняли нейтралитет. Чамы даже начали полевые работы и занялись восстановлением сожженных и разгромленных домов. Оставшиеся греки и арнауты вполне доброжелательно отнеслись к возвращенцам, потому что несколько семей не требовали многого и не могли навредить христианам.

Но в феврале EAM/ELAS потеряли контроль над Эпиром. Формирования EDES вернулись в Чамерию, и 12-13 марта 1945 произошел новый исход албанцев. На этот раз EDES мстили албанцам за их участие в войне на стороне EAM. За два дня националистам удалось убить от 70 до 100 чамов, из них от 60 до 70 человек погибли во время резни в Филати 13 марта. Также партизаны EDES сожгли окрестные села албанцев-мусульман. При этом село Лопеси было сожжено жителями Сагиады в отместку за сожжение Сагиады жителями Лопеси.

Албанцы снова покинули обжитые места и ушли в Албанию. Многие чамские партизаны покинули ряды EAM, так как их семьи уже находились в Албании, и не имело никакого смысла сражаться за разрушенные и обезлюдевшие села. Британские офицеры описали резню в Теспротии как «самое позорное событие с разгулом мщения и местными партизанами, которые все грабили и бессмысленно уничтожали».

В Чамерии после марта 1945 осталось только 117 чамов-мусульман. Точное количество изгнанников неизвестно. Утверждается, что в 1944 году из Греции в Албанию и Турцию переселилось 18 тысяч чамов, а в 1945 – 4-5 тысяч. По другим оценкам, только в Албанию ушло 25 или 28 тысяч человек, а всего из Теспротии бежало 35 тысяч чамов.

На фото: руины дворца в Лиопси (Лопеси). Наши дни, снимок Passiakos'a

На фото: общий вид дворца. Снимок Passiakos'a

Чамы верили, что гражданская война в Греции закончится, и они смогут вернуться в свои дома. Поэтому часть из них обосновалась в Албании вдоль греческой границы в ожидании мира. Молодежь уходила вглубь Албании, в то время как старшее поколение все еще хотело «надышаться перед смертью воздухом из Чамерии».

Тем временем и в Албании было неспокойно: к власти при поддержке югославских единомышленников пришли албанские коммунисты. Новый правитель страны Энвер Ходжа в 1949 году предпринял попытку использовать чамов в борьбе против греческих националистов, однако интервенции в охваченную войной Грецию у него не получилось. Тогда Ходжа объявил переселенцев фашистскими реакционерами и начал против них гонения. В то время мир снова раскололся на два лагеря, проблема маленького народа потеряла значение, и судьбой чамских беженцев в Албании никто не заинтересовался. Те чамы, которые не были отправлены в лагеря, получили албанское гражданство только в 1953 году. Сразу после этого Греция объявила о национализации имущества чамов и разрешила своим гражданам селиться в обезлюдевших городах и селах.

Часть населенных пунктов после окончания гражданской войны заняли греки, арнауты (албанцы-христиане, в том числе чамы) и влахи (арумыны), однако некоторые села по-прежнему пусты или наполовину пусты. Они заросли кустарником и используются нелегальными мигрантами из Албании как убежища по пути на заработки.

«Пейте, ешьте и веселитесь! Это – война»

Сейчас чамы по-прежнему считают себя беженцами, лишенными имущества и греческого гражданства. Еще в 1991 году в Албании была создана организация «Чамерия», которая, однако, никак не проявляла себя вплоть до начала 2000-х годов. Косовский кризис подтолкнул объединение к более активным действиям. В марте 2004 был создан Институт исследования чамов, а в мае того же года в Тиране состоялась первая в истории конференция чамов. Институт ставит перед собой задачу в сотрудничестве с албанскими властями задокументировать воспоминания старшего поколения беженцев, собрать личные архивы и документы, связанные с исходом 1944-1945 годов.

Но конфликт в Чамерии исчерпан 68 лет назад. Не имеет смысла начинать новое кровопролитие, и современные чамы в Албании это понимают. Потомки беженцев не имеют к Греции никаких претензий. «Пейте, ешьте и веселитесь! Потому что время дало вам все! Это не ваша оплошность, ведь это – война!» – с такими словами один из свидетелей резни обращается к грекам. Полностью соблюден древний принцип «победителю достается все»: побежденный народ умирает или навсегда покидает отвоеванную у него территорию. В настоящий момент молодое поколение чамов-беженцев из Албании хочет от греческого правительства только визы – по мнению чамов, они имеют право на привилегии при получении виз, так как их предки пришли из Греции. Визы позволят албанцам отправляться в Грецию на заработки.

Бывшая недвижимость албанцев-мусульман в Греции – это виноградники, лесное хозяйство, оливковые рощи, пастбища и хозяйственные постройки. Общая стоимость этого имущества – 2,8 миллиарда долларов США. Однако восстанавливать права на эту собственность никто из чамов не собирается, за исключением единичных случаев. И то неудачно.

Афины считают, что чамов вообще не существует. Тем более в Греции. Значит, не с кем вести диалог. Чамов признает, но игнорирует Тирана: албанские парламентарии ведут горячие дебаты о судьбе чамов, однако до сих пор так и не приняли конкретные меры. Все ограничивается символическими шагами наподобие переименования улиц или возведения памятников. Правительство Фатоса Нано в 2003 году даже объявило о том, что ему удалось найти компромисс с греческим правительством Костаса Симитиса по «чамскому вопросу», и в скором времени будет создана совместная греко-албанская рабочая группа. Но ничего не было реализовано, и слова остались словами.

В начале 2004 года у Албании был шанс вернуть чамам имущество: в этом году Греция активно готовилась к Олимпийским играм. Если бы Албания в этот момент потребовала от Греции выплатить компенсации чамам, Греция не смогла бы ответить на это депортациями албанских трудовых мигрантов, иначе сама бы создала себе трудности в проведении игр. В албанском парламенте в очередной раз начались бурные дебаты, но постановление о компенсациях и имуществе так и не было принято. Провал дебатов наверняка был связан с действиями про-греческого крыла соцпартии. Как цинично заметил представитель «старой гвардии» Социалистической партии Sabit Brokaj, «веревка, которую греки набросили на шеи некоторых албанских политиков в отношении албанских мигрантов в Греции – это всего лишь игра в давление. Только те политики, которые связаны с греческими монополиями, которые участвуют в теневой экономике или имеют незаконные доходы, участвуют в этой игре».

Против резолюции по чамам выступила и креатура Омонии – греческая «Партия прав человека», которая защищает интересы греков из южной «зоны меньшинств» и традиционно выступает в качестве союзника социалистов. Существует мнение, якобы в 2004 году Греция оказала давление на албанских депутатов по неафишируемым каналам. Непринятие решения о компенсациях привело к тому, что 15 марта перед зданием парламента в Тиране состоялась немногочисленная демонстрация чамов под лозунгами «Верните нашу собственность» и «Чамерия наша».

Демонстрация очень удачно совпала с погромами в Косово 17 марта. Вместе эти два события вызвали истерию в греческих, македонских и сербских СМИ. Сербская и македонская пресса утверждала, что теперь албанцы начнут действовать не только в Косово, Прешевской долине и Македонии, но и в Эпире. Утверждалось, якобы пан-албанские организации намереваются присоединить к Албании Чамерию. Международные наблюдатели тем временем выразили опасения, что албанские политики Косово начнут манипулировать «чамским вопросом».

В сентябре 2004 Греция усилила свои границы с Албанией и Македонией. В западные регионы с востока были передислоцированы некоторые части пехоты. Это послужило знаком, что Греция почувствовала угрозу с северных границ, и уделила ей большее внимание, чем традиционной угрозе со стороны Турции.

В 2005 году чамы основали собственную «Партию справедливости и интеграции». Одновременно в ноябре 2005 в Греции истек срок регистрации имущества, принадлежащего чамам, и собственность изгнанников была национализирована. Недвижимость чамов в данном случае рассматривалась как имущество «врага» еще со времен Второй мировой. При этом чамы не могли приехать из Албании в Янину, чтобы получить утерянные документы на собственность: Греция просто отказалась выдавать им визы. Пожалуй, именно невыдача виз чамам вызывает негодование у представителей этого народа, а недвижимость и компенсации – это второстепенный вопрос.

Тогда в Саранде должна была состояться встреча президента Греции Каролоса Папульяса с президентом Албании Альфредом Мойсиу. Мойсиу уже находился в Саранде, когда Папульяс в Гирокастре столкнулся с 200 чамскими демонстрантами. Тут же Папульяс демонстративно отменил свой визит в Албанию под предлогом того, что албанские службы безопасности «не могут обеспечить его защиту от известных экстремистов», хотя из Гирокастры до Саранды оставалось проделать путь длиной всего несколько десятков километров. Мойсиу был глубоко оскорблен подобными действиями, так как именно он инициировал встречу.

На фото: демонстрация албанцев в поддержку беженцев из Чамерии

На фото: демонстрация албанцев в канун траурных мероприятий по поводу годовщины резни в Парамитье. 25 июня 2007

В начале 2006 года Греция объявила о намерении продать всю незарегистрированную недвижимость Эпира, в том числе владения чамов. В июне того же года 10 тысяч чамов направились к греческой границе в районе Qafa e Bota. Там они отметили годовщину массового убийства албанцев 27 июня 1944 в Парамитье. Несмотря на то, что траурные мероприятия до этого проводились каждый год с 1994 года, в тот раз демонстрация собрала необычайно большое количество людей и привлекла внимание даже греческих СМИ. Чамы требовали «возвращения на родину к могилам своих предков». Ведущие партии Албании – демократы и социалисты – проигнорировали демонстрацию.

7 ноября 2006 года Греция в одностороннем порядке начала выдавать греческие паспорта грекам-эпиротам из Албании. Чамы восприняли это с энтузиазмом, и потребовали от Греции, чтобы им тоже было предоставлено двойное гражданство. Однако Афины и Тирана опять проигнорировали требования изгнанников. Зачем поминать былое, когда конфликт урегулирован, пусть и такими методами?

Tags: Вторая мировая война, Греция, Чамерия, албанцы
Subscribe

  • Миротворцы Гитлера и Муссолини пытаются предотвратить войну между Хорти и Антонеску

    На фото: жители Нагиварада (Орадя) приветствуют венгерских военнослужащих. 6 сентября 1940 Венский диктат 30 августа 1940 года постановил…

  • Nem! Nem! Soha!

    На фото: венгры-трансильванцы в национальных костюмах встречают солдат и офицеров Гонведа. Сентябрь 1940 До 1920 года Трансильвания была…

  • Deus ex machina

    На фото: македонская полиция пытается разогнать слезоточивым газом контр-демонстрацию албанцев, которую они устроили в знак протеста против…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments