blog_of_art (blog_of_art) wrote,
blog_of_art
blog_of_art

Categories:

Проблема Гагаузии в деньгах, а именно в их отсутствии

Политическая карта Гагаузии и соседних районов Молдавии

После компромисса 1994-1995 годов Гагаузия превратилась в признанную и полноценную автономию в составе Молдавии. Главные цели – защита гагаузского языка, создание условий для культурного развития гагаузов – отчасти были достигнуты. В настоящее время Молдавия хотела бы снизить статус Гагаузии до обыкновенного района. Самым эффективным методом решить эту задачу является сокращение субсидий на содержание автономии. В такой ситуации финансовая помощь Турции и иностранных предпринимателей для Гагаузии очень важна.

Также в автономии, как и в Кишиневе, ведется борьба между собственно ПКРМ, политиками, союзными ПКРМ, политиками, союзными бывшим и нынешним партиям из состава Альянса и независимыми политиками. Противостояние происходит на фоне раскола исполнительной и законодательной ветвей власти и дефицита бюджета: денег нет даже на организацию выборов.

Разделяй и властвуй

У современной Гагаузии есть две взаимосвязанные проблемы: первая – острый дефицит бюджета, вторая – раскол между законодательной и исполнительной ветвями власти. Кроме этого, автономия переживает более сложные системные кризисы, например, уменьшение населения и дефицит человеческого капитала.

Во время переговоров между Гагаузской Республикой и Молдавией такие щекотливые вопросы, как финансы, образование, судебная система были оставлены в стороне. Из-за этого между Комратом и Кишиневом периодически возникают конфликты. Все споры между Гагаузией и Молдавией решаются в судебном порядке, в особенности громкие судебные разбирательства были в 1994 году, когда автономия только создавалась.

25 февраля 2001 года с победой на парламентских выборах коммунистической партии в Молдавии началась эпоха Владимира Воронина, избранного на пост президента 4 апреля. Почему-то Воронин считается политиком исключительно про-российской ориентации, хотя это далеко не так. Ему удалось прекратить давление на русскую общину, но в период его правления почему-то наблюдался наибольший отток украинцев и русских из страны. Воронин инициировал блокаду Приднестровья в 2006 году, вел торговую войну с Россией и развязал новый конфликт с Гагаузией.

В 1999 году Георгий Табунщик проиграл выборы башкана Гагаузии, и его преемником стал Дмитрий Кройтор. Когда коммунисты пришли к власти, они попытались свергнуть Кройтора, чтобы заменить его «своим» человеком. Кройтора обвинили в сношениях с «приднестровскими сепаратистами», возбудили против него уголовное дело и вынудили уйти в отставку. После политических потрясений башканом снова стал Табунщик, получивший открытую поддержку Воронина и коммунистов. Характерно, что Табунщик был единственным главой Гагаузии, против которого не было возбуждено ни одного уголовного дела. Зато молдавской прокуратуре особенно полюбился Формузал.

В 2006 году на новых выборах башкана Гагаузии Михаил Формузал во втором туре победил Табунщика – ставленника ПКРМ. Подвластные коммунистам силовые структуры тотчас же «сшили» против Формузала уголовное дело. Тогда Формузал убавил свой пыл и пошел на поводу у коммунистов, понимая, что у него лично, да и у любого другого гагаузского политика нет шансов выстоять в борьбе с Кишиневом.

Однако возглавляемая Формузалом Гагаузия возобновила контакты с Приднестровьем. Тогда же гагаузскими политиками был предложен проект, предусматривающий трансформацию Молдавии в конфедерацию из трех субъектов: собственно Молдавии, Приднестровья и Гагаузии. Этот проект ни у кого не нашел поддержки, но Формузал напрямую связал между собой приднестровский и гагаузский конфликты и только усложнил приднестровскую проблему.

Во времена Воронина в начале 2000-х на руках у России были все карты: общая с гагаузами религия, русский язык, влияние СМИ, обещания об экономической интеграции. С точки зрения Воронина и пришедшего ему на смену Альянса, экономическая помощь гагаузам со стороны Турции была бы выгоднее, чем поддержка России. Турецкая помощь, по мнению молдавских властей, помогла бы укрепить гагаузскую идентичность и вырвать гагаузов из «русского мира». Молодое поколение гагаузов уже не было бы русифицировано в такой степени, как старшее, и прекратило бы ориентироваться на Россию. Но эти ожидания не сбылись.

На апрельских выборах 2009 года 60% гагаузских избирателей проголосовали за ПКРМ. На повторных выборах в июле свои голоса коммунистам отдали уже 77% избирателей. Однако победил Альянс «За европейскую интеграцию», сейчас известный как Альянс I, и Воронин в сентябре ушел в отставку. Молдавия на три года осталась без президента.

В 2010 году в Гагаузии состоялись очередные выборы башкана, на которых снова победил Михаил Формузал. В отличие от Воронина и коммунистов, Альянс в ход этих выборов не вмешивался и не пытался при помощи административных методов повлиять на формирование Исполнительного комитета (правительства) автономии. Однако это не снизило накала страстей.

Суть нового конфликта состояла в вопросе о принятии бюджета. Еще в 2004 году Кишинев разрешил Комрату пополнять бюджет Гагаузии за счет акцизов и НДС. Но взамен молдавские власти сократили дотации Гагаузии из государственной казны. Только половина бюджета Гагаузии формируется за счет местных налоговых и неналоговых поступлений, остальное – государственные налоги и прямые транши из молдавской казны. Особенно тяжелый период для Гагаузии наступил в 2006 году, когда из-за блокады Приднестровья ухудшились молдавско-российские отношения. Торговая война с Россией в следующие несколько лет привела к тому, что сильно пострадали гагаузские экспортеры сельскохозяйственной продукции.

Парламент Молдавии в последние годы сокращает бюджет Гагаузии все сильнее и сильнее, что провоцирует в автономии политический кризис. Сейчас Молдавия намерена и вовсе лишить Гагаузию финансовой самостоятельности. По мнению гагаузских общественных деятелей, Кишинев хочет урезать права автономии и собирается превратить ее в обыкновенный район.

В ответ власти Гагаузии неоднократно делали скандальные заявления о том, что готовы восстановить акт о провозглашении независимости 1990 года. Периодически те или иные политические силы, чтобы кого-нибудь дискредитировать, под заказ коммунистов или либералов собирают подписи за проведение референдума о независимости Гагаузии или вступлении в Таможенный союз. Однако рисковать на практике никто не готов.

Еще после выборов 2010 года в Гагаузии произошел раскол между исполнительной и законодательной ветвями власти. Тогда башкан и Народное Собрание не могли прийти к компромиссу о составе Исполнительного комитета. В этот период главными игроками в автономии стали ПКРМ, «Единая Гагаузия» во главе с башканом Михаилом Формузалом и «Новая Гагаузия» во главе с примаром Комрата Николаем Дудогло, который претендует на пост башкана. Каждый из них имеет подконтрольные СМИ, как заведено в молдавской политике, и поливает оппонентов грязью.

Формузал и парламент в 2010-2011 годах конфликтовали из-за состава правительства, и естественно, Дудогло делал все возможное, чтобы выбить почву из-под ног оппонента. Выборы 2012 года в Национальное собрание оказались на грани провала, так как средств на их организацию отчаянно не хватало. В 2011-2012 годах парламент и башкан снова были замешаны во множестве политических скандалов и судебных разбирательств.

В 2011 году был создан Совет старейшин Гагаузии, куда вошли видные представители движения «Гагауз халкы», в том числе Степан Топал. Главной задачей Совета стало преодоление конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти автономии. Совет старейшин претендует на третьей политической силы, способной сохранить в Гагаузии стабильность. По мнению Топала, Кишинев в Гагаузии пользуется тактикой «разделяй и властвуй».

Комрат между Кишиневом, Тирасполем, Москвой и Анкарой

Гагаузские политики утверждают, что Молдавия не соблюдает договоренности 1994-1995 годов. Ожидания гагаузов не оправдались. По мнению политической элиты Гагаузии, Снегур, Лучинский, Воронин и Альянсы придерживались и продолжают придерживаться по отношению к автономии одной и той же политики, главная цель которой – ликвидация самостоятельности Гагаузии. Но на практике Кишинев в 2009-2012 годах утратил интерес к автономии, так как в это время основное внимание было сосредоточено на разборках между ПКРМ и Альянсом. Частые выборы, перевыборы и референдум в Молдавии привели к пассивности электората и абсентеизму, в особенности на юге страны.

На фоне дефицита бюджета Гагаузии Турция, спустя 10 лет после победы исламистов, снова обратила внимание на автономию, и всегда готова поддержать финансами совместные инициативы гагаузских и турецких бизнесменов. Для строительства и ремонта городской и сельской инфраструктуры гагаузские примары, в том числе Дудогло, нередко напрямую обращаются за помощью к мэрам иностранных городов-побратимов и предпринимателям из других стран. Договоренности между Кишиневом и Комратом позволяют властям Гагаузии время от времени проявлять инициативу во внешней политике в обход Министерства внешних дел Молдавии. Эти инициативы не носят систематический характер; они не запланированы и скорее похожи на импровизацию. По состоянию на 2012 год, Гагаузия имела свои представительства в 10 странах мира.

В ответ Турция строит свои отношения с Гагаузией не напрямую, а через Министерство иностранных дел Молдавии. Однако самой Молдавии ничего не достается: во всех договорах Турция без экивоков указывает, что выделенные ею деньги направляются только в Гагаузию, и никуда больше. Николае Тимофти, новый президент Молдавии, через два месяца после своего избрания прибыл с визитом в Турцию и во время этой поездки выразил надежду, что турецкие дипломаты и в дальнейшем будут поддерживать лояльность гагаузов по отношению к Кишиневу.

Судя по выступлению Формузала на экономическом форуме в Стамбуле летом 2012 года, Гагаузия собирается наладить партнерские отношения с Азербайджаном. По-видимому, Формузал удивлен достижениями азербайджанской «нефтяной экономики». На этом же форуме башкан плохо отозвался о перспективах развития Гагаузии в составе Молдавии и выразил надежду, что Россия и Турция и в будущем останутся друзьями автономии.

Что касается России, то Москва заинтересована в сохранении status quo в Молдавии. По мнению Альянса, Россия использует Приднестровье и Гагаузию для давления на Кишинев, в том числе для препятствования вступлению Молдавии в ЕС и НАТО. Гагаузия все еще остается частью «русского мира» и русский язык используется во всех сферах жизни автономии. Когда в 2012 году в городах Молдавии проходили марши унионистов, башкан Формузал инициировал в гагаузских городах проведение про-российских контр-демонстраций. Время от времени отдельные гагаузские политики предлагают объявить русский государственным языком Молдавии. Коммунисты пользуются «русскостью» гагаузов, так как во многом позиция Формузала и его сторонников совпадает с политикой оппозиционной ПКРМ.

Что касается отношений с Приднестровьем, то Формузал завязал дружбу с Тирасполем исключительно «в пику» Воронину и Альянсам. Если приднестровский конфликт будет урегулирован и Приднестровье получит статус республики в составе Молдавии, обострится проблема Гагаузии. Ведь в таком случае, как неоднократно повторяет Формузал, Комрат потребует, чтобы Гагаузия стала третьим субъектом молдавско-приднестровской федерации или конфедерации. Тогда автономию придется либо превратить в полноценную республику, либо ликвидировать. Позиция Формузала полностью аннулирует все более-менее приемлемые для Тирасполя планы по урегулированию приднестровской проблемы.

Тирасполь расценивает Гагаузию как образец самой нежелательной формы обустройства ПМР. В свою очередь, Альянс категорически не согласен с Формузалом и не видит ничего общего между проблемой Гагаузии и проблемой Приднестровья. Зато ПКРМ играет на настроениях гагаузских радикальных политиков. Европейский союз обеспокоен позицией Формузала и молдавских коммунистов, и, возможно, именно поэтому не спешит вмешиваться во внутренние дела Молдавии.

Однако Формузал положительно относится к перспективам евроинтеграции, и ничего ужасного не видит в том, чтобы Молдавия, а вместе с ней и Гагаузия наладили более тесное сотрудничество с Евросоюзом. 15 мая 2012 в Комрате впервые состоялось празднование Дня Европы. Формузал напрямую связывает экономическое развитие Гагаузии с участием Молдавии в европейских проектах, в частности, желает, чтобы подвластная ему автономия была интегрирована с еврорегионом «Нижний Дунай». Поэтому разговоры о так называемом «евразийстве» и «интеграции с Россией снизу» больше похожи на выдумки русских и румынских журналистов. Никто в Таможенный союз сломя голову не бежит, ведь из Южной Молдавии европейский берег в буквальном смысле виден невооруженным глазом.

Tags: Гагаузия, Молдавия, Турция, гагаузы, национальные меньшинства Молдавии
Subscribe

  • Три региональных и один государственный

    В Болградском районе Одесской области, как и было обещано ранее, региональными языками признаны русский, болгарский и гагаузский. Также в селе…

  • Politica de moldovenizare în R.A.S.S. Moldovenească

    Наткнулся на прекрасную книгу – сборник документов по коренизации в Молдавской АССР. Вступление на румынском, однако в книге много документов…

  • Болгарский сепаратизм на Украине

    Этнографическая карта Буджака. Как видно, можно выделить районы с компактным проживанием болгар и гагаузов Русские Бессарабии традиционно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments