blog_of_art (blog_of_art) wrote,
blog_of_art
blog_of_art

Categories:

Сто лет одиночества самого восточного города ЕС

Топографическая карта маленького кусочка дельты Дуная. Выход из Сулинского гирла и сама Сулина расположены в центре карты, красная линия к северу - граница Румынии и Украины

История румынского города Сулина напоминает историю легендарного города Макондо из романа Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Отшельники поселяются в одном из самых недоступных уголков континента, строят город, который спустя много лет открывается миру, переживает коммерческий бум и нашествие иностранцев, а потом страдает от череды катастроф, и от былого величия ничего не остается, и город потихоньку вымирает на самом краешке мира.

Сулина – это румынский брат Вилково, известного как «украинская Венеция». Эти два города надежно изолированы друг от друга не только государственными границами, но и ландшафтом дельты. Дунай – настолько хороший естественный рубеж, что его берега в нижнем течении вообще не имеют между собой никаких связей и контактов. Последняя на Дунае паромная переправа находится в Румынии в городе Галац примерно в 150-200 километрах от Сулины и Вилкова, и европейский маршрут Е87 из Антальи в Одессу в этом месте сначала делает огромный крюк, а затем и вовсе прерывается.

Привожу сокращенный перевод статьи «Sulina – the Dying City in a Vital Region. Social Memory and the Nostalgia for the European Future» авторов Petruta Teampau и Kristof van Assche, опубликованной в 11 номере журнала Ethnologia Balkanica за 2007 год. Почти все приведенные ниже фотографии сделаны немецким фотографом Вилли Прагером, дата рядом со снимками не указана. Вероятнее всего, это 1941-1943 годы – время, когда начался упадок Сулины.

От столицы пиратов к «золотому веку»

«Днем и ночью они грузили корабли. Только в полдень порт вымирал. Суша и вода, люди и животные – все впадали в глубокий летаргический сон. Когда солнце достигало горизонта, оно золотило ослепительно ярким светом тихую гавань города, который в самый разгар дня казался усыпленным при помощи заклинания и превратившимся на сотни веков в неподвижный камень – город-призрак».

Так описывает Сулину в своем романе «Европолис» румынский писатель Жан Барт (Еуджен Ботез). Метафора о вымирании города – отличная характеристика современной Сулины.

1. Дунай возле Брэилы глазами немецкого фотографа Вилли Прагера. Там же - последний мост через реку, так как расположенные ниже по течению плавни не позволяют строить мосты

2. Еще один снимок Брэилы, сделанный немецким фотографом. Отсюда группа немецких журналистов начинает свое путешествие по Дунаю к Сулине и Вилково

Этот город находится на маленьком клочке земли, который по своей форме напоминает стрелу, врезающуюся в Черное море. Со всех сторон Сулина окружена водой, поэтому не связана с материком дорогами. Чтобы попасть в город летом, нужно отправиться из Тулчи на катере, и поездка займет как минимум полтора часа. Зимой, когда плавни замерзают, добраться до Сулины можно только на речном ледоколе, и тогда плавание будет длиться около восьми часов.

В Сулине имеются 6 улиц, каждая из которых обозначена порядковым номером. Все улицы параллельны друг другу. Улица I проходит вдоль берега Дуная, на ней располагаются старинные дома, современные жилые многоэтажки, гостиницы и пансионы, магазины и склады, закрытые СРЗ и рыбозавод, православная церковь и бывшая резиденция Европейской Дунайской Комиссии. Улица I когда-то носила имя румынского короля Кароля I.

Переходя с Улицы I через Улицу II на Улицу III, можно заметить, как меняются окружающие постройки. Всего в сотне метров от исторического городского центра построены дома сельского типа. Улицы IV и V проходят вблизи от моря, и отчасти засыпаны песком. Здесь уже отчетливо чувствуется соленый воздух. На Улице VI почти никто не живет, рядом с ней построено всего несколько домов, и пасется скот.

Летом туристы в Сулине останавливаются в пансионах или арендуют комнату в частном доме. Зимой в городе дуют сильные ветра, так как Сулина находится в совершенно плоской и продуваемой со всех сторон местности. «Русские включили вентиляторы» – говорят сулинцы.

3. Следующий по течению город - Галац. Вероятно, здесь судно с журналистами сделало остановку

4. Судя по снимку, улицы Галаца в годы Второй мировой выглядели весьма колоритно. Вывеска радио, автомеханики и даже, кажется, реклама Форд отлично соседствуют с волами и каруцей

Вероятно, Сулина была основана еще в античные времена, но первые письменные упоминания о городе восходят к концу 18 века. Тогда Сулина была маленьким поселением с очень плохой репутацией «гнезда пиратов». Французский морской офицер в 1784 году и описывает Сулину так:

«Сулина – это маленькое село, расположенное в устье Дуная в одном из его рукавов. Тут суда становятся на якорь в 5-6 стынженах (10-11 метрах) от домов, где глубина реки достигает 15 футов (около 5 метров). В городе имеется приблизительно 20 домов, одна мечеть и несколько феределе (публичных бань), построенных на руинах древних зданий. Мечеть деревянная».

В городе селились пираты и бандиты всех мастей. Румынский путешественник, побывавший в устье Дуная в 1856 году, описывает Сулину как «скопление авантюристов, пришедших сюда с Востока и поселившихся в этой полной комаров сырой местности, чтобы получить возможность зарабатывать деньги, даже с риском для собственной жизни, которую они не слишком-то и ценят».

5. Иллюстрация с панорамой Сулины, опубликованная в немецкой газете Die Gartenlaube в 1859 году

Пираты ввели собственный «налоговый режим» для торговых суден, шедших из Черного моря в Европу. Тот, кто не платил поборы, был вынужден спасаться бегством или умереть. Также из-за сложностей в навигации в Сулине часто происходили кораблекрушения, до 25 случаев в год. Поэтому к середине 19 века местные жители переквалифицировались: они прекратили заниматься грабежом, и начали предоставлять услуги профессиональных штурманов, сопровождавших суда по лабиринтам дельты Дуная.

К концу 1856 года в Сулине насчитывалось от 2 до 5 тысяч жителей. Это были, в основном, греки, армяне, евреи, турки. Вокруг Сулины располагались села липован, некрасовцев и казаков-задунайцев, пришедших из разрушенной Запорожской Сечи. Некрасовцы и запорожцы периодически шли войной друг на друга из-за разных мелких споров.

Благодаря многонациональному составу и конфессиональному разнообразию Сулина и ее окрестности считались самой космополитической местностью в Румынии. В общем, в дельте была масса крайне агрессивных и вооруженных до зубов христианских и мусульманских переселенцев, чьи отцы, деды и прадеды посвятили свою жизнь войне и разбоям. И это было главным препятствием для европейских торговых компаний, которые только начали осваивать Балканы и Ближний Восток.

6. Тулча - следующий крупный город на Дунае после Галаца, не считая Измаила. Возле Тулчи русло реки распадается на три гирла. Фарватер проходит по Килийскому гирлу, Сулинское гирло - среднее, а южное Георгиевское гирло является узким и мелким, потому плохо подходит для судоходства. Тулча как раз расположена у начала Сулинского и Георгиевского гирл. На фотографии - случайно запечатленная Вилли Прагером сцена из жизни, причем персонажи снимка очень напоминают цыган. Три поколения женщин собрались в центре города и передают друг другу ребенка - уж точно не местные крестьяне. Хотя, конечно, можете трактовать фотографию по-своему, даже интересно, что вы думаете по этому поводу

7. Железнодорожный вокзал Тулчи, на заднем плане виден минарет мечети Азизие, построенной в 1863 году

Большую часть года мужчины поселка занимались навигацией, а в остальное время, когда не было работы, беспробудно пили (если верить отчетам Европейской Дунайской Комиссии). Городская администрация в Сулине в 19 веке назначалась то Османской, то Российской империей, в зависимости от военных побед и поражений. Впрочем, международная политика на жизнь города никак не влияла, и турки с русскими с одинаковым безразличием относились к пьянству сулинцев. Все войны шли где-то далеко, аж на суше.

Но ситуация резко изменилась в середине 19 века, когда Великие державы начали воспринимать дельту Дуная как «врата в Европу». Франция, Великобритания, Сардиния и Турция не хотели, чтобы эти врата принадлежали России. Поэтому для изгнания Российской империи с Балкан и из дельты Дуная была начата Крымская война, которая позволила европейским державам добиться поставленных целей.

В 1856 году подписан Парижский мир, предопределивший историю Сулины на ближайший век. В соответствии с мирным договором, была учреждена Европейская Дунайская Комиссия, куда вошли представители от Франции, Великобритании, Австрии, Пруссии, России, Сардинии и Османской империи. Своей штаб-квартирой комиссия избрала Сулину. Сначала планировалось предоставить Комиссии мандат всего на два года. Но никто не ожидал, что Комиссия задержится в городе на целых 100 лет. С этого момента начинается «золотой век» Сулины.

8. По пути из Тулчи в Сулину немецких журналистов веселит народными песнями лэутар

9. А вот и собственно журналисты

Когда основная задача Комиссии – сделать Дунай безопасным для судоходства – была выполнена, иностранцы приступили к улучшению жилищных условий туземцев. В 1867-1869 в Сулине был построен госпиталь, в 1868 – дворец (штаб-квартира) Комиссии, в 1903 – крепость на воде. В 1857 Сулину связали телеграфной линией с Тулчей и Галацем, а в 1903 году провели телефонный кабель. В 1864 Комиссия отвела территорию для христианского кладбища, а в 1871 – для магометанского. По ночам улицы города начали освещаться масляными лампами, пока в 1910 году Сулина не была полностью электрифицирована.

Европейская Дунайская Комиссия спонсировала строительство католической церкви в 1865 году, православной – в 1866 году, одной греко-католической и одной протестантской – в 1869 году и мечети в 1870 году. К началу 20 века в Сулине имелось две румынские школы, две греческие, одна немецкая, одна еврейская и один французский пансионат. Был театр, на пляже работало казино, по всему городу открылось множество ресторанов. В Сулине действовал собственный издательский дом, который занимался выпуском местной газеты.

10. Журналисты рассматривают плавни

11. Туристов погрузили на торпедный катер, который доставит их сначала в Сулину, а потом - в Вилково

Правда, во время Первой мировой войны Сулина на несколько лет пришла в упадок, но была полностью восстановлена к 1920 году. Дополнительно в городе были построены новые школы, где изучались румынский, французский, итальянский.

К 1930 году в Комиссии работало 359 постоянных сотрудников, из них 208 румын, и 746 временных работников, из них 567 румын. Труд рабочих Комиссия оплачивала золотыми франками. И это в период, когда экономика остальной «континентальной» Румынии страдала от Великой депрессии! Всего в городе проживало около 10 тысяч человек. В 1932 году Сулина стала привлекательным местом фешенебельного отдыха для тысяч богатых туристов из-за рубежа.

«Внутренняя колонизация», контрабанда и упадок

Учреждение Европейской Дунайской Комиссии и «золотой век» Сулины коренным образом изменили жизнь сулинцев. В 19 веке в городе появились не только массы иностранцев, но и первые румыны.

Когда Румыния в 1878 году получила Добруджу, в этот край начали массово переселяться жители западного берега Дуная – этнические румыны. Историк Константин Иордаки назвал это переселение «внутренней колонизацией», а Добрудже дал имя «внутренняя Америка». Да, у Румынии был собственный фронтир, почти как у США на Диком Западе или у России в Великой степи. «Внутренняя колонизация» Добруджи длилась с 1878 до 1913 года. Национальный состав Сулины изменился, и теперь доминирующее положение занимали румыны. Когда-то самый космополитический город Румынии превратился в заурядный провинциальный городок.

12. Кто-то позирует рядом с вооружением торпедного катера. На заднем плане - один из многочисленных островов дельты

13. Сулинское гирло заканчивается, и впереди видна акватория Черного моря. Цель путешествия достигнута. Именно по этому гирлу когда-то ходили суда сулинских пиратов

«Золотой век» закончился в годы Второй мировой войны, когда Сулину постигла серия катастроф. В 1939 году Европейская Дунайская Комиссия прекратила свое существование под давлением Третьего Рейха. Теперь Дунай полностью контролировался нацистами.

В 1940 году произошло одно из самых разрушительных землетрясений в истории Румынии, а в 1941 году в дельте Дуная случилось невиданное наводнение. Сулина пострадала от обоих стихийных бедствий, так как, во-первых, эпицентр землетрясения располагался всего в сотне километров от города, а, во-вторых, Сулина наравне с Вилково является последним пристанищем человека на Дунае, и весь поток воды из половины стран Европы обрушился именно на эти два города. Во время войны судоходство по Дунаю было затруднено, и Сулина утратила свое прежнее значение. После войны в Румынии, Молдавии и в Южной Украине начался сильный голод, и в это время жители Сулины страдали так же, как и жители северного берега Дуная.

Большинство коренного населения после войны покинуло Сулину и навсегда уехало за границу. В частности, евреи были репатриированы в Израиль. Из более чем 20 национальных общин остались только румыны, липоване и несколько греков.

В 50-е Сулина превратилась в «серую зону», так как располагалась вдали от «большой земли», и смена королевской власти на власть советов мало отразилась на внутренней жизни города. Пока в Румынии шли коллективизация, индустриализация, борьба с разношерстными партизанами и остатками Железной Гвардии, в Сулине люди занимались торговлей и бизнесом, и чувствовали себя достаточно свободно. Многие бывшие предприниматели и крупные землевладельцы бежали в Сулину от репрессий Георгиу-Дежа и оставались здесь жить. Как говорят переселенцы, попавшие в город в 60-е годы, «здесь было пространство свободы и независимости». Однако современное молодое поколение не понимает тех, кто по собственной воле переселился на край мира, и покидает Сулину.

14. Из Сулины журналисты отправляются в Вилково, и этот снимок сделан где-то между этими городами. Сейчас такое путешествие невозможно, поскольку Сулина и Вилково разделены границей. В целях безопасности в современном Вилково каждая лодка имеет собственный номер, как автомобиль. Лодки без опознавательных номеров должны вызывать у пограничников подозрение

15. Немецкие журналисты в Вилково, которое находится под румынской оккупацией

В городе действовал режим порто-франко, поэтому существовало множество легальных и нелегальных способов приобрести в Сулине практически любую вещь. Сулина превратилась в излюбленное место контрабандистов, которые по дешевке покупали здесь иностранные товары, грузили их на лодки и втайне от милиции переправляли в другие города Румынии. Контрабандисты исчезли сами собой только в эпоху Чаушеску, когда Сулина потеряла свое стратегическое значение из-за строительства канала Дунай–Черное море в Констанце.

В 1975 году в Сулине началось строительство многоэтажных жилых домов. По воспоминаниям очевидцев, многотоннажные машины распахали своими колесами все улицы города и пляж. К тому времени многие дома, оставленные местными жителями после войны, окончательно разрушились. Современное поколение румын и липован даже не знает о том, что когда-то Сулина была одним из важнейших портов Дуная, так как их предки пришли в город с уходом греков, евреев, армян и турок и не были очевидцами процветания и упадка Сулины.

В городе работали верфь и рыбозавод, но после революции 1989 года с принятием концепции свободного рынка и без того слабенькая промышленность Сулины была полностью уничтожена. В 1991 году начались Югославские войны, и судоходство на нижнем Дунае застопорилось. От войн пострадали многие портовые города и судоходные компании Румынии, Болгарии и Украины. Жители Сулины остались без работы. По статистике, количество безработных в этом городе многократно превышает средние показатели по всей Румынии. В настоящее время город потихоньку вымирает, население покидает его и переселяется в другие регионы страны.

Однако румынские СМИ ни на секунду не сомневаются в том, что первый шаг к созданию Европейского союза был сделан свыше 150 лет назад именно в Сулине, когда ведущие европейские страны создали Европейскую Дунайскую Комиссию для совместного решения противоречий, связанных с судоходством по величайшей реке Европы. На сегодняшний день Сулина является самым восточным городом Евросоюза. Современные жители Сулины положительно оценивают присоединение Румынии к ЕС. Сулинцы считают, что европейцы когда-то уже сделали город богатым и процветающим, и в любой момент могут вернуться и восстановить былое величие Сулины.

Tags: Добруджа, Румыния, Сулина, дельта Дуная, фотоподборки
Subscribe

  • Миротворцы Гитлера и Муссолини пытаются предотвратить войну между Хорти и Антонеску

    На фото: жители Нагиварада (Орадя) приветствуют венгерских военнослужащих. 6 сентября 1940 Венский диктат 30 августа 1940 года постановил…

  • Nem! Nem! Soha!

    На фото: венгры-трансильванцы в национальных костюмах встречают солдат и офицеров Гонведа. Сентябрь 1940 До 1920 года Трансильвания была…

  • Deus ex machina

    На фото: македонская полиция пытается разогнать слезоточивым газом контр-демонстрацию албанцев, которую они устроили в знак протеста против…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments